Кубышка "Роснефтегаза"

Государственное всегда лучше, чем частное. Это известно любому жителю Евразии. Особенно, если это "государственное" можно превратить в личное и очень даже частное.
27.06.2017
Один из экономических смыслов государственной собственности в эпоху дикого капитализма - это получение госбюджетом дополнительных доходов от активов в виде дивидендов. Но что делать, если государственная компания упорно годами не желает платить в бюджет дивиденды хотя бы в размере 50% от чистой прибыли? И как быть, если эта компания не считает нужным даже информировать правительство о своем финансовом состоянии?

Ситуация на первый взгляд алогичная, но зато реальная. В ней уже несколько лет существует компания "Роснефтегаз" (принадлежит формально Росимуществу РФ), которая является владельцем 50% акций «Роснефти» (до конца 2016 года - 69%), 10,9% «Газпрома», 27,63% акций «Интер РАО». В 2012 году эта компания получила чистую прибыль в 84,8 млрд рублей, выплатила в государственную казну в виде дивидендов 80,6 млрд рублей. С 2012 года "Роснефть", а затем и совет директоров "Роснефтегаза" возглавил человек-акула Игорь Сечин и началось вот это:


Доля дивидендов в чистой прибыли компании опустилась до 12-15%! В 2016 году господин Сечин вообще провернул финт ушами: компания заявила об убытке в 90,4 млрд рублей! Примечательно, что убытки были "показаны" как раз по итогам года, в котором был приватизирован 19-процентный госпакет акций "Роснефти". В самой "Роснефти" все это объяснили "техническими" причинами:

«Роснефтегаз» так объяснил природу убытка: в прошлом году он должен был получить 717 млрд руб. от приватизации «Роснефти» и перечислить их в бюджет в виде промежуточных дивидендов, но деньги пришли позже, а бюджету они нужны были срочно, и «Роснефтегазу» пришлось отдавать ускоренно «из своих» – из дивидендов «Газпрома» и «Роснефти». Их он уже не сможет выплатить в бюджет.

По сути, в "Роснефтегазе" произошла классическое для капитализма в северной Евразии событие: приватизация прибылей и национализация убытков. Компания формально, правда, государственная, но это никого не должно уже смущать. На конец 2016 года на счетах у "Роснефтегаза" было накоплено не менее 544 млрд рублей, как считает Райффайзенбанк, но делиться с госбюджетом этой "заначкой" никак нельзя. И помощь Сечину в отбивании регулярных атак Минфина РФ и правительства оказывает сам "резидент" РФ "Владимир" "Путин". Он заявил, что эти деньги являются резервом "Роснефти", из которых она дополнительно финансирует свои инвестпроекты.

Напомним, правительство РФ год назад потребовало от госкомпаний дивидендов в размере не менее 50% от чистой прибыли, но "Роснефтегаз" выплатил в 2016 году, например, лишь 12%. Это притом, что на средства от этой компании правительство серьезно уповает: в бюджет уже заложены 156,4 млрд рублей от "Роснефтегаза" в 2017 году, 164,6 млрд рублей в 2018 году и 148 млрд рублей в 2019 году. Но, по всей видимости, этих денег бюджет так и не увидит.

Смешнее всего то, что никто (или мало кто) не увидит даже реальную отчетность "Роснефтегаза" - правительство в 2015 году разрешило этой компании не составлять и не публиковать отчетность по МСФО. А теперь, как пишут "Ведомости", пытается через Росимущество "получить информацию об остатках средств на счетах компании". Примечательно и то, что "Роснефтегаз" - совершенно бесполезная структура с точки зрения управления госактивами. Компания была создана в 2004 году, когда предполагалось, что "Газпром" сможет включить в себя "Роснефть", отдав государству 10 с небольшим процентов своих акций. Но эта сделка не состоялась, а вот акции "Газпрома" и "Роснефти" на балансе этой структуры так и "зависли". Теперь выяснилось, что совершенно не зря. Для распил-бизнеса наличие "прокладок" - это не роскошь, а рабочий инструмент.

Теперь последний и самый уместный вопрос: как эффективные менеджеры поставят на лыжи эти огромные деньги? Очень просто: господин Сечин выступил с амбициозной программой "Роснефть-2022", стоимость которой он оценил в примерно 1 триллион рублей.

- Реализация стратегии развития "Роснефть-2022" в полном объеме позволит компании повысить долгосрочную конкурентоспособность по всем ключевым направлениям, увеличить ежегодный объем добываемой нефти на уровне 30 млн тонн дополнительно, а также создать 25-30 процентов дополнительной капитализации "Роснефти" относительно текущей рыночной стоимости, - булькнул человек-акула.

Так что, кажется, за государственные деньги теперь можно не беспокоится. Их влупят в освоение каких-нибудь мутных месторождений на шельфе моря Лаптевых или выдадут новые кредиты все той же венесуэльской PDVSA (боливарианские товарищи, надо думать, с откатом не пожадничают).
Comments System WIDGET PACK