Мегаполис понарошку

Власти Москвы намерены увеличивать население города, приблизив его к десятке самых крупнейших мегаполисов планеты. Цели таких действий достаточно прозрачны, но удастся ли Сергею Собянину и его распил-команде воплотить эти планы в реальность?
06.11.2019
В Москве состоялись общественные слушания бюджета города на 2020-2022 годов. Стратегия собянина-хуснуллина понятная: строить дороги, развязки, метро и клепать уплотнительную реновацию. Цель тоже прозрачна: увеличение плотности населения, увеличение численности населения и его транспортной связности в уже формирующейся московской агломерации.

Это такая "политика минимум" от заявлений Алексея Кудрина по созданию в РФ 20 мегаполисов. Ни 10, ни 15 не будет, конечно, а получится в лучшем случае одна. С экономической точки зрения, набивание сапиенсов в Москвабад имеет под собой серьезное основание. Во-первых, относительная экономическая стабильность дает политическую в метрополии РесФеда, а во-вторых, в случае драматического сценария на рынках углеводородов, агломерация сможет как Мюнгхаузен "вытащить себя за волосы". То есть, за счет емкости своего рынка, сформированных отраслей и некоего подобия потребительской экономики. Разумно?

На первый взгляд, да. Глава департамента финансов Москвы Елена Зяббарова заявила, что уже сейчас бюджет на 94% обеспечен поступлениями несырьевого сектора экономики. Успех? Цифра правильная, но подвох в том, что берутся вторые производные от сырьевого сектора и объявляются "независимыми". Московский ритейл, московский девелопмент, банкинг, страховой бизнес, московский транспорт и даже московский малый и средний бизнес — все они напрямую или через посредников являются функцией от российского ТЭКа и экспортоориентированных отраслей (черная и цветная металлургия, нефтехимия, удобрения, лес и так далее).

Как только падает цена на нефть, тот же московский девелопмент ложится на бок. Это было в 2009-2009 годах, это произошло и в 2014-2016 годах. Без поддержки властей ему не выжить. Поэтому воспринимать громкие заявления россиянских деятелей про "не нефтегазовый сектор", равно как и "доходы" надо аккуратно. В стране 90-95% добавленной стоимости создается именно в ТЭКе и смежных с ним отраслях.

Но даже не это является ахиллесовой пятой мегаполиса Москва. Сейчас наше человечество проходит урбанистическую стадию своего развития, которая влияет на его расселение, демографию и так далее. В мире есть определенное количество агломераций, которые насчитывают более 10 миллионов жителей (в Москве официально до 16 миллионов человек, с учетом агломерации может быть уже около 20-25 миллионов). И если мы внимательно посмотрим на них, то увидим общие закономерности их расположения.

Во-первых, все они находятся в теплых климатически поясах. Во-вторых, все они находятся либо непосредственно на берегу океанов, либо на судоходной реке (каналах) недалеко (не более 100-150 километров) от океана. По сути, все эти агломерации прекрасно связаны между собой самым дешевым и надежным транспортом — морским.

Вот перечень 15 крупнейших агломераций в мире. И что мы видим?

14 из них находятся в теплых климатических поясах. 12 из них находятся либо прямо на берегу океана, либо в небольшом удалении от него на русле крупной, судоходной реки (Сан-Паулу), либо совсем рядом (Пекин).

Исключения представляют Дели (Индия) и Мехико (Мексика). Однако, и во втором случае до портов на берегу океанов (Тихом или Атлантическом, ибо Мехико как раз между ними) — около 100-150 километров. Дели находится далеко от моря, но — повторим — в теплом климате. Москва же на фоне остальных агломераций выглядит очень странно. Она находится вообще вне линий мировых транспортных потоков. Она расположена в почти 700 километрах от Финского залива внутреннего и мелкого Балтийского моря. У нее вообще нет никакого выхода к океану.

Город находится в холодном, умеренно-континентальном климате с необходимым отопительным периодом в 180-210 дней в году (можно не топить, но быстро умрешь). Наконец, с точки зрения даже демографической географии, Москва находится практически на границе населенной зоны — наглядная карта.

Если взять старые советские карты, то видно, что сразу же за Москвой к северу, северо-востоку и северо-западу от нее начинается демографическая пустыня. Другая картина только в южном и юго-западном направлении. Также на восток и юго-восток от Москвы отходит локальный "язык" на Среднее Поволожье — след от древнего расселения в Волго-Окском междуречье.

Поэтому Москва является уникальным случаем, который по большей части как мегаполис был создан в XX веке административной и политической волей, но никак не за счет объективных экономогеографических условий.

Поэтому сколько бы станций метро, сколько бы хорд, сколько бы новых крольчатников не возвели в Москвабаде гномы, при драматическом сценарии в экономике РесФеда, Москва обречена на депопуляцию. Безусловно, первые удары кризиса мегаполис выдержит, но сможет ли ослабленная сырьевая экономика Ресурсной Федерации (с чудовищным по несправедливости распределением ренты) тащить на себе 20-30-миллионную агломерацию? И как долго?

То есть, если бы это был аналог Дакки в Бангладеш с теплым Индийским океаном, муссонами и тропическим климатом, даже сильно обедневшие москвичи смогли бы там жить. А так — не известно.

Скорее всего, в 20-30-е годы текущего столетия в Северной Евразии усилится миграция населения в сторону Причерноморья. Например, население Краснодара, если верить Росстату, в 2010-2019 годах выросло с 760 до 920 тысяч человек, а местные власти вообще сочли, что город стал миллионником. По этому поводу идут споры, но краснодарские планировщики исходят из цифры населения города в 1,3 миллиона человек. Считается, что к 2040 году население города составит аж 3 миллиона человек. А вот рост Москвы в 20-е годы прекратится и начнется планомерный, естественный откат. Который в более грубой форме мы видим на примере "гнилого" Дальнего Востока, Мурманской области, Воркуты, Норильска и т.п. регионов и локаций с чудовищным климатом и мутными экономическими перспективами.
Comments System WIDGET PACK