Алюминиевый погром

На пятом году противостояния американскому империализму Ресурсная Федерация в промежутках бесконечных побед внезапно оказалась на грани уничтожения собственной алюминиевой промышленности.
24.04.2018
Насколько реальна эта проблема, в северной Евразии осознают пока единицы. Но враг уже у ворот и беда стучится в дома. Причем не только олигархов Виктора Вексельберга, Леонарда Блаватника и Олега Дерипаски (совладельцы UC Rusal), но и простых россиян, работающих непосредственно на алюминиевых заводах и в смежных отраслях. Как решать эту проблему в Москве не знают и, скорее всего, ее решение целиком зависит от доброй воли заокеанских дядей из Минфина и Конгресса США.

Всем известно, что Ресурсная Федерация героически противостоит несправедливым и подлым санкциям Запада уже четыре года. Санкции были введены после фейкового (целиком для внутренней лоховатой аудитории) присоединения Крыма к РФ. Резидент РФ тогда даже произнес прочувственную речь про "разделенный народ", а МИД РФ гулкой медью армянской чайхоны донес до уважаемых партнеров мнение о том, что "вопрос Крыма не обсуждается". Жаба-матвиенко так и сидит на этой кочке до сих пор. Причем необсуждение дошло до открытого издевательства со стороны Киева и признания Москвой Донбасса украинским (по данным запутинцев, в этом регионе нет представителей "разделенного народа", поэтому донецкий референдум от мая 2014 года нельзя даже сравнивать с крымским).

Вплоть до лета 2017 года статусные россияне над санкциями Запада даже на фоне упавших цен на нефть только глумились. США лишь косметически ограничили возможность привлечения российскими банками кредитов, а Евросоюз глумливо саботировал даже эти скромные меры, вводя "санкции" против батальона "Восток" и крымского санатория "Ореанда", например. Конечно, запрет США на разработку новых шельфовых месторождений в РФ с участием западных компаний выглядел более чувствительным для Москвы, но сразу он не проявился. Так что кремляне могли на деревянных лошадках гарцевать сколько угодно, демонстрируя в вакууме сурковской der Weltpolitik "международным партнерам" мощные геополитические броски.

В сентябре 2014 года московский дизайнер Анастасия Задорина, дочь генерал-полковника Михаила Шекина, руководителя службы обеспечения деятельности ФСБ России и владелец Za Group, порадовала патриотов запоминающейся акцией «Модный ответ — санкциям нет!». В ходе нее всем желающим раздавались футболки с громкими слоганами «Тополь санкций не боится» и «Санкции? Не смешите мои искандеры», а некоторые знаменитости их с радостью примеряли:







Как не сложно догадаться, у самой Насти Задориной все пучком до сих пор: в 2017 года ей удалось бортануть старого мафиози Михаила Куснировича и подписать контракт с Олимпийским комитетом РФ на экипировку сборной страны флага пяти дыр (как это выяснилось в декабре прошлого года) до 2025 года. Поскольку у россиянских "элитариев" напрочь отсутствуют нехорошие чувства меры и достоинства, то с тем же задором дочка генерал-полковника ФСБ пошила и спортивную форму несуществующей страны. Нет, а что такого? Неплохо ведь съездили в Южную Корею на Олимпиаду, дали отпор недоброжелателям, заняли достойное 13-е место. Гордо продефилировали под белым флагом, признали наличие в РФ системы государственной поддержки допинга и согласились со всеми санкциями и штрафами Международного олимпийского комитета (МОК):



Так что до августа 2017 года все было почти замечательно и даже мелкие придирки со стороны МОК на двух последних Олимпиадах погоды сильно не портили. А для внутренней аудитории служили дополнительным свидетельством злокозненности внешних сил, ради борьбы с которыми надо сплотиться вокруг Известно кого.

Между тем к обновляемым "крымским санкциям" с августа 2017 года добавились новые. Конгресс США согласовал и президент США Дональд Трамп подписал закон CAATS (Countering America's Adversaries through Sanctions Act, Закон о противодействии противникам США посредством санкций) о введении новых ограничений, формальным поводом принятия которого стало "вмешательство РФ в американские президентские выборы". Все мы помним, как бурно в РФ радовались избранию господина Трампа президентом США, и все дружно забыли при этом, что президент в этой стране — всего лишь высший федеральный чиновник с весьма ограниченным набором полномочий, а вовсе не царь, который может что-то единолично решать. Дальнейшее знают все: в конце января 2018 года Минфин США предоставил список из 210 россиянских чиновников и бизнесменов, против которых можно было вводить любые ограничения. Бойкая евразийская пропаганда высмеяла список в своем стиле:

Ранее пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль рассматривает доклад Минфина США как безуспешную попытку оказать влияние на выборы президента в России.

Но оказалось, что пынявыборы в РесФеде никому за ее пределами не интересы, и в апреле последовали новые санкции из списка SDN (Specially Designated Nationals), в который попали 26 человек и 15 компаний. Причем попали туда не столько из-за уже подзабытого Крыма, сколько из-за вмешательства во внутренние дела США, из-за организации кибер-атак, из-за снабжения оружием войск законного сирийского диктатора Башара Асада и так далее. То есть, как видим, круг причин, по которым теперь в отношении северной Евразии вводятся санкции настолько широк, насколько высоко подняты ставки в странной геополитической игре, которую кто-то ведет посредством Кремля. Или же ее ведут сами евразийские кретины, что не меняет сути.

Суть новых ограничений еще и в том, что Евросоюз уже не может отделаться симуляцией борьбы со "мерзким Владом": теперь за контакты с попавшим под бан российскими компаниями их также ждут огромные штрафы от структур США. Ведь прелесть закона CAATS в том, что санкции применяются не только против фигурантов, но и против их контрагентов, если те проводили "существенные транзакции" в интересах лиц из списка. Надеяться на "трампнаш" бессмысленно: Конгресс США заблокирует любое решение президента об отмене этого закона.

На этом фоне РФ по ходу действия явно превратилась из некоего подобия "игрока"  в объект игры. За четыре года Москва так и не объяснила, что же ей нужно, и чем она будет противодействовать "американскому нажиму", кроме смехуечков Пыни про "мы адаптировались к санкциям". Оказалось, что нет, ибо санкций до недавнего времени и не было. То есть, до боксерского поединка дядя-громила красовался перед зрителями, играл красивыми наколками на мускулатуре, гремел железом в труселях, а на ринге стал жаться к канатам и бегать по углам: "обоссыте, но только не бейте". Беспомощность РесФеда просто поразительная.

Поэтому сейчас есть повод крепко задуматься: а к чем все это приведет страну, которая критично зависит от экспорта своих сырьевых товаров и полуфабрикатов? Чем она вообще будет "бороться" с США? В Госдуме к середине мая будет разработан законопроект об ответных мерах и, по всей видимости, это будет прямой выстрел в ногу: россиянцы предлагают запретить ввоз в страну американских лекарств, оборудования, возможно, также ПО и свернут сотрудничество в космической отрасли. Для США это вряд ли станет чем-то заметным (если не считать запрета на вывоз из РФ урана и титана, но и это решаемо), а вот для РФ последствия могут быть совсем необратимыми.

Пока можно посмотреть на эту ситуацию на примере компании Rusal Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. Последний уже, наверное, проклял тот день, когда он не продал свою долю в Rusal и остался в нем акционером: у Вексельберга уже заморожены активы на 1,5-2 миллиарда долларов (у подконтрольной ему группе "Ренова" — куча компаний в ЕС и США). У самой же алюминиевой компании все совсем плохо: в марте США ввели пошлины на поставки первичного алюминия из РФ, а в апреле она и ее основной акционер, Олег Дерипаска, попали в новый список SDN из-за "попыток подорвать западную демократию":

США дали своим компаниям два месяца, чтобы свернуть любое сотрудничество с попавшими в список SDN компаниями. При этом в случае с «Базэлом», En+ и UC Rusal установлен сокращенный срок один месяц на выход американских граждан и компаний из их капитала и продажу долговых инструментов, например, облигаций. Американским компаниям и их партнерам запрещается вести любую экономическую деятельность с попавшими в SDN-лист компаниями и лицами, а их активы на территории США подлежат немедленной заморозке.

Акции Rusal сразу же обвалились, Лондонская биржа металлов и Нью-Йоркская товарная биржа исключили торговлю россйским алюминием по фьючерсным контрактам, к теряемому рынку США (600-800 тысяч тонн первичного алюминия) добавился рынок Японии (200-230 тысяч тонн первичного алюминия), которая отказалась иметь дело с компанией Дерипаски. От сотрудничества с Rusal открестился международный трейдер Glencore и ряд транспортных компаний, включая такого гиганта как датский Maersk (для Rusal это не критично, но неприятно). Главная проблема заключается в том, что Rusal производит около 3,7 миллиона тонн первичного алюминия (данные за 2016 год), из которых на внутреннем рынке потребляется лишь 18% — не более 750 тысяч тонн. Из остальных 3 миллионов тонн до 1,5 миллионов поставляется в страны Евросоюза и Южной Америки, около 700 тысяч тонн — в страны Азии и остальной объем идет в США. Таким образом, Вашингтон запретил своими санкциями Rusal вести экономическую деятельность, ни много, ни мало.

Компенсировать эти чудовищные потери национализацией или "сбытом на внутренний рынок" физически невозможно. РФ банально не имеет ни промышленности, ни внутреннего спроса, способного потребить хотя бы 2-2,5 миллиона тонн первичного алюминия. Надежды на то, что алюминий купит Китай, эфемерны: мировой рынок первичного алюминия характеризуется перманентным перепроизводством и низкой рентабельностью производителей. Китай, который производит более половины мирового объема первичного алюминия (30-32 миллиона тонн из 59-60 миллионов тонн по итогам 2017 года), с 2013 года является нетто-экспортером алюминия. С 2016 года в Поднебесной действует картельное соглашение шести местных крупнейших производителей об ограничении (Chalco, State Power Investment Corp, Hongqiao Group, Jiugang Group, Yunnan Aluminium и Jinjiang Group) выпуска первичного алюминия, ибо три четверти китайских производителей в 2015-2016 годах работали без прибыли. Впихнуть на этот рынок еще пару миллионов тонн "лишнего" дерипаскиного алюминия — сродни подвигу Геракла.

С другой стороны, нет худа без добра. Фактическое избавление мирового рынка от "российской" компании сразу убирает с него почти 5-6% мирового производства и до 10% мирового экспорта. Это позволяет повысить цены, что мы и видим в конечном итоге: на прошлой неделе разухарившиеся спекулянты задрали фьючерсы почти на треть. Стоимость тонны первичного алюминия выросла аж до 2600 долларов. Конечно, такой ажиотаж не будет вечным, но для производителей из Китая, Канады и США, перманентно закрывающих алюминиевые заводы — и это хорошо.

Что будет дальше? Если США не пойдут на серьезные уступки, то Rusal можно будет банально закрывать. Единственная надежда компании — это европейские лоббисты, которые попробовали уговорить Вашингтон не рушить гигантскую структуру алюминиевого производителя, ибо в нее входят активы на территории Европейского союза. Кажется, их жалобные стоны были услышаны за океаном и прагматичные американцы вступили в интересный торг над тушкой экономически убитого Олега Дерипаски:

США продлили срок, до истечения которого в соответствии с санкциями должно быть прекращено взаимодействие с «Русалом», до 23 октября — в это время американский Минфин будет рассматривать поступившее ходатайство «Русала» об исключении из санкционного списка. Также, разъяснил Минфин, «Русал» может быть выведен из-под санкций, если контроль над ним перестанет принадлежать Олегу Дерипаске.

Если хозяева "уранового рудника" не будут упорствовать, то ситуацию удастся разрешить "малой кровью": Rusal на первых порах потеряет только рынок США и Японии (финансовые потери составят около 2 миллиардов долларов в год или до 23-24% совокупной выручки компании), а сама компания либо полностью сменит собственников, либо будет реструктурирована с уплатой штрафов (возможно, и то, и другое). Если же начнется клинч, то уже осенью придется останавливать практически все алюминиевое производство. Тогда совокупные потери экономики РФ могут составить от 1 до 2% ВВП (Rusal перевозит по железным дорогам РФ до 20-24 миллионов тонн грузов, что составляет до 2% от объема грузовых перевозок РЖД, кроме того компания обеспечивает более 6% потребления электроэнергии в РФ), не говоря уже о примерно 50-60 тысячах безработных.

При этом не стоит наивно полагать, что Вашингтон прекратит вводить санкции и "замрет". В конце-концов, экономика РФ уже вышла из разряда солидного углеводородного буркина-фасо, чьи циклы жизни совпадают с периодами роста или падения цен на основной экспортируемый товар. Сейчас РФ превращается в ираноподобное нечто, отрасли хозяйства которого можно включать и отключать даже не каким-нибудь законом CAATS, а банальным твитом федерального чиновника. Все это на фоне исчерпания ядерных арсеналов "уранового рудника" и его общей беспомощности только провоцирует на новые экономические пинки. Не исключено, что следующими подопытными могут стать некоторые россйские компании черной металлургии. Например, "Северсталь" Алексея Мордашова или НЛМК Владимира Лисина. Господин Мордашов является совладельцем холдинга "Силовые машины", чье совместное предприятие с корпорацией Siemens — Siemens Gas Turbines Technologies — в прошлом году в обход международных санкций завезло в Крым германские газовые тубрины для строящихся на полуострове электростанций. В США корпорацию Siemens, оплот немецкой сумрачной коррупции, любят и обожают: в 2008 году она заплатила в США штраф в 800 миллионов долларов за подкуп клиентов по всему миру, включая РФ.

Comments System WIDGET PACK